Интервью мастера.
Михаил Панин. Неопубликованное интервью
9 февраля — День памяти Михаила Панина. Я вспомнила и записала кое-что из того, что ему было сказать миру.
По материалам записи его мастер-класса по классическому портрету и моей памяти.
Его разговорная манера специально сохранена по максимуму. Если в написанном есть технические ляпы — запишите их на мой счет.
Дарья Панина
Про портрет
Портрет — это жанр, с которого большинство начинает фотографировать. Нет, ну некоторые сразу с ню начинают, ради этого и камеру покупали. Но большинство все же портретируют тех, кто на глаза попался: семью, друзей... Тут сразу нужно понять: никому, кроме тех, кто на портрете и их ближайших родственников (ну и вас самих), ваши фотографии не интересны. Не нужно ими народ пытать и на фотосайты грузить. Портрет прежде всего снимается для человека, которого вы фотографируете.
Фотопортрет вообще очень редко становится произведением искусства. Потому что мало кому нужен «портрет незнакомки». Если известная личность какая-то изображена, то интересно. Если друг твой — можно посмотреть. Если ты сам изображен — очень здорово, не насмотреться! Портрет, который интересен кому-то, кроме фотографа и модели — скорее, исключение из правил. Такие снимки — большой профессионализм или большая удача. Или и то, и другое.
Глаза и руки
...самое ценное и выразительное в портрете. Руки даже часто спорят с глазами по живости. Как добиться, чтобы руки были «живыми»? Заставить человека ими двигать. Попросить помассировать пальцы, потереть ладони медленно, можно дать монетку покрутить в пальцах — чтобы какое-то движение присутствовало. Если в поясном, например, портрете, в кадре еще и живые руки — это песня.
Обратите внимание на кисти модели перед съемкой. Если они с фиолетовым оттенком (от холода, от волнения такое случается), то пока ей делают макияж, пусть сидит, опустив руки плетьми вниз от плеч, чтобы кровь прилила — это поможет.
Про глаза. Распространенная ситуация — фотографируете модель, красивая, правильная, а глаза... пустые, только небо отражается. Хороший прием в таком случае — глаза закрыть. Только именно закрыть, а не прикрыть наполовину! Сразу какая-то тайна, скрытая эмоция найдется. В любом случае, будет выигрышнее пустого взгляда.
Объективы
Очень важны используемые объективы. Снимать крупные портреты полтинником категорически нельзя. Запомните, фокусное расстояние для крупнопланового классического портрета — не менее 100 мм. Идеально — 105 или 135 мм для цифры и узкой пленки, а для среднего формата — 130 или 150 мм. Если короче — появятся перспективные искажения, я называю это «лошадиные головы». Если эти искажения входят в ваш творческий замысел (как раньше обложки Esquire были, например) — пользуйте. Обычный человек вам за лошадиное лицо спасибо не скажет.
Есть заблуждение: «у меня сейчас объектив 50 мм + кроп — получится 75». Не получится. Будет тот же самый полтинник, но с отрезанным кадром. И все искажения будут того же самого полтинника. Поэтому на 50 мм снимаем по пояс, по грудь, но никак не крупно.
Диафрагма и резкость
Снимая в студии, свет включаем на самый минимум. Потому что снимать портрет следует на максимально открытой диафрагме. Это а) помогает отделить модель от фона б) можно добиться результата, когда глаза будут резкими, а все остальное мягко, постепенно уходит в расфокус — это тоже добавляет портрету определенной глубины.
Не все объективы дают оптимальную резкость на самой открытой диафрагме. Если у кого-то диафрагма 2.8, можно прикрываться до 3.2-3.5. На глубине резкости почти не скажется.
На открытых диафрагмах может появиться такой эффект: один глаз модели в резкости, а другой уже немного из нее уходит. Я считаю , что ничего страшного в этом нет — наоборот, дает портрету дополнительную глубину, многоплановость. Просто наводимся на резкость на ближний глаз. Вообще всегда на глаза наводимся. Хотя, если у вас диафрагма 16, то наводиться можно хоть по ушам, все равно все будет «звенеть». А на малых значениях — только по глазам.
А вот представьте. Пришли в студию, открыли диафрагму, источники на минимум — а света все равно много. Что делать? Нужны нейтральные светофильтры (не путайте с градиентными! у градиентных только часть темная — применяются, чтобы притушить небо, например). У фотографа всегда должны быть с собой нейтральные фильтры, понижающие яркость светового потока на 1 ступень и на 3 ступени.
Знаете, что такое ступень? Диафрагменный ряд (который 1.4, 2, 2.8, 4, 5.6, 8, 11, 14, 16…) должен знать каждый уважающий себя фотограф, на этом строится управление светом.
Ну так вот, к нашему случаю. Диафрагма 5.6, а нужно 2.8. Две ступени лишних, куда девать? У вас только два фильтра — на 1 ступень и на 3. Нужно бы на две, а нет такого. Делаем что? Накручиваем фильтр, понижающий яркость на 3 ступени и добавляем на источниках света 1 ступень. Попадаем точно в диафрагму 2.8. Осознанная фотография вообще во многом про математику и физику.
Светотеневой рисунок
Мало кто следит за этим сейчас. Часто слышу: «Да Бог с ним, со светом — зато какие глаза, какая эмоция!». В таких случаях всегда говорю: «Поздравляю, Шарик, ты балбес у вас получилась полуфотография». Сделай такую, чтобы и глаза, и эмоции, и свет на месте — вот это и будет фотография. Остальное — в корзину.
Мы же фотографы, наша задача — рисовать светом. Треугольничек тени от носа сомкнуть с тенью на щеке, отделить модель от фона, что-то выделить, что-то притемнить... Я люблю жесткий свет. Всегда говорю: не бойтесь черных теней. В жизни тени именно такие — черные. А то поставят софтбокс в лоб и давай лепить — все серенькое, скучное, ни света, ни тени. Часто слышу, что с темными тенями работать сложнее, нужен профессионализм. Ну так при съемке вообще профессионализм требуется.
Рисующий. Основной свет, которым и создаем рисунок.
Очень важно следить за тенью под носом. Нос всегда гнется в сторону тени. То есть, если у модели нос кривой вправо, нужно, чтобы тень от носа была слева. Если наоборот — нос загнется еще сильнее. Это просто объясняется — белый полнит, черный стройнит.
Есть еще правило — рисующий свет устанавливается со стороны пробора на волосах. Но если у человека нос загнут не в ту сторону — то уже вам придется решать, выбирать точку съемки, ракурс, положение рисующего... Идти на какие-то компромиссы.
Тренируйтесь ставить рисующий на гипсовой голове, как художники. Она не устает и не двигается.
Фоновый. Подсвечивает фон и помогает отделить от него модель. Не надо лупить фоновым так, чтобы был яркий переход от белого к черному. Задача — просто добавить фону глубины. Мягенько, аккуратненько.
Фоновый свет редко кто грамотно использует. Как-то фоновый источник поставил, как-то бахнул — получился в лучшем случае ангелочек с нимбом вокруг головы. Или вообще световое пятно ушло в сторону от модели. Зачем, почему — непонятно.
А у фонового, между тем, есть особенность — довольно заметная граница светового пятна. Линия. Если эту линию использовать как часть композиции кадра — расположить глаза модели точно на ее уровне — это привлекает к глазам еще больше внимания.
Готовьтесь к тому, что при каждой смене точки съемки фоновый надо будет поправлять. Подумали «Дай-ка попробую пониже снять», на колено опустились — и фоновый ушел. Так постоянно и бегаешь туда-обратно всю съемку. Позже ассистента стал просить поправлять.
Контровой. Контровый. Как вам больше нравится. Задача — тоже отделить модель от фона, подсветить волосы, обрисовать контур силуэта.
Какие могут быть косяки? Смотрите, чтобы уши не светились. На чб незаметно, а в цвете розовенькие ушки, как у поросеночка — это смешно. Особенно у брутального лысого мужика.
Не увлекайтесь. Одуванчик пересвеченный тоже не нужен. Нельзя чтобы контровой был ярче рисующего. По опыту, контровой источник я ставлю на ступень меньше рисующего, фоновый — на 1,5-2 ступени меньше, а потом корректирую по мере необходимости. Это очень общие рекомендации. Все зависит от конкретного случая и задачи. Вы же фотограф, смотрите на картинку — нравится/не нравится.
Моделирующий. Источники ставятся вокруг модели, чтобы создать объем. При использовании рисующего, фонового и контрового применение моделирующего, на мой взгляд, мало оправдано. Часто дает тень по носу, которая мало кому идет.
Используя моделирующий или контровой свет, следите, чтобы при повороте головы крыло носа не было подсвечено. Это самый лучший способ сделать акцент на пимпочке носа и превратить просто вздернутый носик в поросячий.
Разделяющий. Очень редко используется. Очень слабенький, деликатный. Висит над моделью, за ее головой, светит вниз между моделью и фоном. В большей степени подсвечивает волосы и также отделяет модель от фона.
Заполняющий. Не случайно он у меня последний, я его не люблю. Нужен, чтобы просто поднять общий уровень освещенности. Очень мягкий, очень рассеянный, чем меньше его видно — тем лучше. Если в студии белые стены, то заполняющим можно вообще не пользоваться — рефлексы от всех остальных источников дают вполне хороший уровень заполнения.
Если уж пользоваться заполнением, то это должен быть огромный источник, расположенный на некотором отдалении от модели. Идеальный вариант — пара, параболический зонт. Огромный такой. Диаметр 3,5-4 метра. У меня был в студии, и был у него плюс: при виде такого «серьезного» сооружения заказчики сразу понимали, что платить придется много.
Существует правило, которое на первый взгляд может показаться парадоксальным. Чем ближе источник освещения, тем свет мягче, чем дальше — тем жестче.
Мягкость и жесткость света = площадь излучающей поверхности источника освещения/ расстояние до модели. Чем меньше это соотношение, тем свет мягче.
Пример: самый жесткий свет — полуденное солнце. Диаметр солнечного шара огромен в абсолютном измерении, но очень мал относительно нашего взгляда — он очень сильно удален от модели. Самый мягкий свет — это небо в облачный день. Вся поверхность работает как огромный софтбокс. Ни теней, ни светового рисунка, все серенькое — никакое.
Вообще, если фотографируете на улице, используйте промежуточный вариант — ставьте модель в полутень. Только следите за задним планом. А то посмотришь — всем был бы хорош портрет, кабы елка из головы модели не торчала.
Блики в глазах
Блик в глазу должен быть. В классическом портрете — в обоих. По классике же — либо вверху слева, либо вверху справа. Представьте зрачок как циферблат часов: блик должен быть либо на 11 часах, либо на 1.
Очень люблю октобоксы. От них блик получается красивый, кругленький. Квадратные блики в глазах в портрете — моветон. Часто в коммерческой и журнальной фотографии встречается. Там вообще очень много всего встречается. Мой совет, не надо пытаться учиться фотографии по современному российскому глянцу. Там часто срабатывает закон Мерфи: если в съемке есть косячная фотография, редактор выберет именно ее.
Смотрите хороший глянец, хороших буржуев. Марио Тестино, Жан Батист Мандино, старая портретная школа (Юсуф Карш, студия Аркур), тот же самый Хельмут Ньютон всем известный.
Еще хорошо учиться у кинооператоров. Ставите любой фильм Тарковского, жмете «стоп» в любом месте и получаете чудесную фотографию. Фильм «Двенадцать» с Михалковым — тоже чудесный. Ставьте на паузу и разбирайте кадрирование, работу со светом.
Еще двойные блики в глазах — косяк. Когда блики и от рисующего, от заполняющего. Такое можно и нужно зашопить.
В классическом портрете не позволяйте модели заводить зрачки в крайние точки, чтобы не было видно огромного количества белка. Если голова поворачивается, то глаза всегда смотрят туда же, условно в сторону носа.
Очки — сложная тема. Следите, чтобы оправа не рубила зрачок, чтобы лишние блики не появлялись. В некоторых случаях можно использовать поляризационный фильтр. Кожа при этом становится немножко восковая.
Работа с моделью
Часто слышу, что модель при съемке нужно «ловить». Непонятно. Один раз поймал, в студию привел, свет поставил, нужное положение головы нашли — и все! Как прибили — так и держится, двигаться не надо. А вы крутите свет, смотрите на тени... 5 мм поворот головы — и свет у вас уже ушел, тени «поехали». Опять же, это все о классическом портрете. Академичном.
Хорошо, можно дать модели свободно двигаться и пытаться «поймать». Но только если профессионализм позволяет за долю секунды оценить весь кадр и нажать на кнопку — тогда что-то получится. Попал не попал, успел не успел — это русская рулетка, а не профессионализм, мне такое не интересно.
Мне сказали однажды: «Как же так, вы трогаете модель руками». А чем мне ее трогать? Подходишь и правишь положение головы вручную, да. Положил аккуратно ладони на уши и повернул голову. Не задевая лица, модели может быть неприятно и мейк портится. Часто так проще доходит, чем «поворот вправо, наклон влево».
Я всегда и моделям, и коммерческим клиентам прямо перед съемкой объясняю, что я тиран, деспот, кричу на моделей, не разделяя их по половому признаку. Если до входа в студию, скажем, дама для меня — клиент, я пью с ней кофе, разговариваю на общие темы и присматриваюсь к ее лицу, то войдя в студию, она становится моей моделью. То есть, одним из предметов, необходимых для создания фотографии. Мне необходим софтбокс, штатив, модель. Она такая же часть рабочего процесса. Впрочем, как и фотограф.
Иногда слышу «С каждой моделью необходимо установить психологический контакт»... У меня иногда бывает по 8 моделей в день. Мне с каждой контакт устанавливать устанавливалки не хватит. Общая доброжелательность должна быть, естественно, но не надо что-то личное во всем этом искать.
Я не говорю, что надо в студию заводить и сразу орать: не так села, левый глаз открой и т.д. Просто абстрагируйтесь. Но если по свету и композиции ок, а модель не дорабатывает — не стесняйтесь ей высказать все что об этом думаете. Она вам потом за результат спасибо скажет.
На сайте одного известного фотографа читал: «Я влюбляюсь в каждую свою модель на одну двухсотую секунды». Мне ближе другой подход: если в фотографии заметно личное отношение фотографа к модели — это признак дилентантизма. Это не я сказал, один из высокоуровневых зарубежных фотографов, для американского «Плейбоя» в том числе очень много снимал.
Сакральный вопрос: спят ли фотографы с моделью. Не спят. Либо у тебя с девушкой какие-то личные отношения, либо ты ее фотографируешь. Меняется что-то. Если ты воспринимаешь модель как человека, то для тебя она потерянный клиент. Я жену пару раз фотографировал, так потом без ужина сидел. «Плохо, — говорила, — вел себя на съемке, орал на меня. Не буду кормить». Кому это надо?
Композиция
Не забывайте про правило третей. То самое, пресловутое, «золотое сечение». Как и любое правило, его можно нарушать, но в общем случае линия глаз должна делить кадр на 3 части. Если хотите добиться дополнительной динамики — выводите глаза выше. Я люблю прием, когда голова обрезается, глаза выводятся под самый верх кадра.
Честно говоря, глаза — вообще очень сильный композиционный элемент. Если взгляд направлен в объектив, он в любом случае перетянет на себя внимание, будет композиционным и смысловым центром фотографии.
Очень люблю диагонали в кадре — это тоже создает динамику. Взгляд тоже может быть частью диагонали, потому что воспринимается зрителем как линия. Поэтому оставьте место, не упирайте модель взглядом в край кадра. Если по свету все выстроено идеально, а взгляд девать некуда — глаза лучше закрыть.
Если модель смотрит прямо в объектив — важно смотреть действительно в объектив, то есть как бы она при разговоре смотрела фотографу в глаза. Если модель смотрит не в глаза, а куда-то сквозь — то и взгляд получается не сфокусированный, сонный. При четко сфокусированном взгляде в объектив достигается эффект слежения — человек на фотографии смотрит на зрителя, в какой бы точке он ни находился.
Кадрирование
Научитесь видеть кадр целиком, всю его площадь, а не какой-то отдельный элемент. Если это пока сложно — снимайте шире, с запасом.